О храме Православие Календарь Библиотека

Обратная связь

Главная страница/Библиотека/К тому берегу

К тому берегу
очерк

Ярославская областная газета «Золотое Кольцо»
4 марта 1993 года
 

БОГА НЕ ОБМАНЕШЬ

     Надо было укрепить временный иконостас, постолярничать. Он, как обычно, увлекся и не заметил, что к кладбищенской ограде подъехал легковой автомобиль. Один из молодых людей подошел, спросил, можно ли посмотреть храм. Отец Иоанн почти наверняка знал, что здесь нужно этим "паломникам". Сказал неохотно:
Ограда и ворота на кладбище    - В храм надо приходить во время службы...
    Приезжие, двое парней и девушка,.вошли. Хотя без воли Божьей не упадет ни один волос с головы, но все же он на всякий случай встал поближе к печке. Там, в заулке, у него были приставлены к стене ломик и лопата. Парень положил на тарелку рубль. Сомнений у отца Иоанна больше не оставалось. Приезжие высматривали наиболее ценные иконы. Когда они стали уходить, он сказал:
    - Ребята, вы все-таки не делайте того, что задумали...
    Потом он изорвал пожертвованный рубль. Храм тогда был еще без сигнализации. Вскоре "паломники"приехали снова. На этот раз ночью. Спилили замки. Следователь из Мышкина Широков осматривал следы ночной работы, а отец Иоанн зажег свечку и читал молитву. Через месяц воры были пойманы в Ярославле. Следователь удивлялся: уж очень необычно они засыпались,
    - Это потому, что я знаю молитву Иоанна-воина против церковных грабителей,- говорит отец Иоанн. Его ясные черные глаза улыбаются,- Пять раз у меня обворовывали храм, и каждый раз иконы, возвращались на место.
    Я. слушая такое, конечно, удивляюсь. Хотя чего же здесь удивительного, говорит во мне другой голос. Должен же где-то быть мир гармонии и справедливости. Не его ли алчет сердце всю жизнь? Вот и отец Иоанн подтверждает, что удивительного тут мало. Удивляться скорее надо на зло, на упорную человеческую слепоту к добру.
Икона Ильи-Пророка и Царские Врата, расписанные о. Иоанном. Именно здесь происходяит сейчас службы. Фото 2005 года.    -Местные. механизаторы сначала крестились у меня. Потом стали приезжать: зуб заболит - батюшка, давай лечи! Я вылечиваю за одну секунду...
    -Чем?
    -Молитвой, -отвечает он. – Такие способности есть у каждого человека, -улавливаю я недоумение в его глазах и голосе.
Мы стоим в храме Вознесения, что в селе Охотине. Здесь когда-то в младенчестве крестили меня. Бетонный пол (прежний, настоящий, был когда-то выломан) леденит ноги. Впереди нематериальным костром пылает большая икона Ильи-пророка. Ее в честь придела написал сам Отец Иоанн. Он же сделал и расписал царские врата.
    В тридцатые годы здешние крестьяне отстояли от властей этот храм. Разгромлен он был уже в период хрущевских гонений. Серебряные оклады сдали в переплавку, божественные книги "в подъем весом", как говорят в народе, свезли в старые окопы. Помещение отдали дому отдыха Мосэнерго.
    Отец Иоанн показывает иконы с выпиленными углами. - Из этих икон наделали стеллажей и столов для отдыхающих. В домино на пляже играть. И, помолчав, добавляет:
    - И плотник, который это делал, жив. Не буду называть его фамилию, делал не сам - велело начальство. Ноги у него парализовало. Во всем сам признался мне на исповеди...
    И я скова удивляюсь. И снова другой, мягкий голос говорит внутри. А ведь так и должно наказываться нечестие. Что же здесь удивительного.

ИСКУССТВО И СОБЛАЗН

    В прихожей - осыпавшиеся начисто старые иконы, в комнате на одной из таких досок - написанный заново образ Богородицы, а на столике -фотографический портрет Андрея Тарковского.
    Здешний священник, в миру Святослав Святославович Гаврилов, почти четверть века проработал художником на ''Мосфильме". По какому-то поводу он, несколько раз ссылался на Иоанна Златоуста, и я, не удержавшись, спросил:
 О.Иоанн.   - Иоанн Златоуст запрещал христианам ходить в театр, где показывают блудниц. А кино, пожалуй, самое соблазнительное искусство нашего времени. Как вам удавалось сочетать веру в Бога и служение этому искусству?
    Он, опустив голову, задумался. Ответил примерно такими словами:
Если говорить о "Мосфильме", то это - так. Одно дело кино. Другое, -указал он на фотографию, -сам Тарковский. С Тарковским я сделал "Солярис". Работа была очень интересная. Картина получила премию Ватикана. А когда он снимал полузапретного Рублева, я расписывал для него копию храма. Рассказывает о прошлом он без особого подъема, как о давно изжитом. Лишь когда речь заходит о Тарковском, в голосе пробивается волнение - след общения с человеком, который, по мнению отца Иоанна, духовно превосходил многих своих современников.
После окончания художественной школы Гаврилов в 1960 году подал документы в Загорск в семинарию. Но его вызвали в райисполком и сказали: "Работать будешь там, куда мы пошлем. Или посадим!" Тогда и направили его в живописный цех "Мосфильма" художником-постановщиком.    Родители, кажется, были к религии индифферентны. А он школьником нашел в сарае Евангелие, прочел и с тех пор уверовал во Христа.
    За стеной проснулась маленькая внучка, заплакала. С ней хлопочет матушка Елена. У настоятеля храма Вознесения дочка Анна, художница, лауреат международного конкурса. Сына недавно отправляли в армию. Обстановка, смотрю я, небогатая. Во время московской жизни художник Гаврилов получал 3-4 тысячи, а теперь "новыми", как выразился он, одну тысячу.
    - А не бывает вам здесь скучно после столицы? Ведь о Павле Флоренском в Охотине поговорить не с кем.
Он согласно кивает:
    - У меня в приходе лишь один человек умеет читать по церковно-славянски. Это 93-летняя старушка Котломина. Но все же мы должны действовать там, куда поставлены не без воли провидения.
    Года два назад в. Мышкине снимали некий советско-американский фильм. Узнав об отце Иоанне, пригласили его из Охотина на консультацию. Тогда я работал в районной газете и помню, как наш фотокорреспондент принес снимок. На берегу Волги американские актеры Джейн Квигли и Эдди Альберт и священник в облачении. Фотокорреспондент долго колебался с подписью: настоящее это крещение или кадр из фильма?
Отец Иоанн, порывшись в столе, достает мне эту фотографию.
    -Разве это не работа провидения - приплыть сюда из Америки, чтобы здесь, на Волге, креститься?

КАК ВЫГЛЯДЯТ БЕСЫ?

    В 1984 году Гаврилов перешел на работу художником в издательство Московской патриархии. Рисовал заставки, оформлял духовную литературу. Насколько скупо он говорит о своей мирской профессии, настолько оживляется, лишь разговор заходит о посещениях монастырей, о старцах, об умном делании и общении с Господом. Фотографии старцев, о которых мы разговариваем, перед нами на стене. И один из них, архимандрит Рижской пустыни Таврион, изображен с отцом Иоанном на картине.
Так выглядят купола Храма летом 2005 года    - Помню, когда я побывал там и стояли мы на службе - а была она как раз на Преображение Господне, - Таврион повернулся в храм для проповеди и сказал: «О как много у меня сегодня священников!» Я оглянулся: где же священники? И народа-то нет. Только, стоим мы, четыре парня. Я так и не понял сначала, а впоследствии все эти четыре парня стали священниками. После этого прошло 11 лет, и я принял сан.
Потом он рассказывает, как посетил могилу провидца, предсказавшего ему будущее, как почувствовал, что над ней будто бы открылось окно в иной мир. Вспоминает, как в разное время ездил в Псково-Печорский монастырь, встречался там со старцами отцом Иоанном Крестьянкиным, с подвижником отцом Адрианом, который постоянно совершал умную молитву и занимался "отчитыванием детей". Вокруг него часто можно было видеть тонкий эфирный свет. Когда такой старец входит в храм - сразу чувствуешь. И, бывало, ведут на исповедь начальников, а они - кто лает, кто мяукает...
    Охотно отец Иоанн говорил о тайновидении, о духовном зрении. Каждый христианин при желании может научиться общению хотя бы со своим ангелом-хранителем. Однако я все-таки не удержался и спросил:
    - А как выглядят бесы?
    - Они бывают прозрачные... Как тени или как отражение на воде, ответил он.
    - А то, что человек видит, например, во время белой горячки, это реально существует или болезненный бред?
Он ответил утвердительно: да, такой мир существует, только больной как бы поглощается им. По мнению отца Иоанна, люди уже давно должны бы были духовно усовершенствоваться. Времени для этого было предостаточно - Христос пришел две тысячи лет назад. Но человечество не прислушалось к Его зову. Властеначальники наши далеки от Христа. Об этом свидетельствует языческое устройство нашего общества, разные языческие символы: особые "дворцы", серпы с молотами, звезды, кумач, капище Мавзолея. Рядовые люди не знают их магического значения, а в церкви это давно - простейшая грамматика.

СКЛАД НА КЛАДБИЩЕ

Это тот самый склад. Построенный на древних могилах, на костях предков. И над ним - разрушенные купола. Картина воистину апокалиптическая. Лето, 2005 год.    Не раз во время разговора мы из эмпиреев возвращались на грешную землю. А на ней неспокойно. В Мышкине, как говорят в народе, творятся темные дела. За год - трое убитых. Как на войне. И вроде виноватых нет. Говорили о земле и в самом прямом смысле, то есть о кладбище. На нем, кстати, похоронены и мои родственники, начиная с неведомо какого колена. Деревни, где они жили, после 1940 года отошли к подводному Китежу.
    - Вот видите, - показывает отец Иоанн, - прямо на кладбище выстроили склад. Кладбищенскую сторожку продали под дачу, дом священника заняли. Я попытался было обратиться в суд- бесполезно. Разве будет хорошей жизнь у тех, кто подрывает свои корни? -укоризненно качает он головой. - Дом, где я живу, это бывшая санчасть. Руководитель здешнего сельсовета мне сказал: "Пока хотим- жить будешь, а то придется освободить". Я недавно на колхозном собрании объявил, что купил палатку и, если потеряю жилье, то не уеду, буду жить у храма в палатке.
    - И оказалось, здесь, в Охотине, замечательный храм, - обрывает мои мысли отец Иоанн. -Когда служишь, то , в открытые врата не видно здешнего берега, и кажется, что храм плывет по воде к тому берегу. Посмотрите!
    Я оглянулся еще раз на храм, на вечереющее уже небо и пошел к тому берегу через Волгу по голому, не покрытому снегом льду, под которым иногда что-то глухо вздыхало и трескалось.
 
Николай СМИРНОВ

Очерк снабжен фотографиями, сделанными автором сайта в 2005 году.

Смотри так же:

 


Сайт сей создан в 2005 году прихожанами Храма Вознесения
во имя возрождения духовности и исторической памяти Святой Руси.