О храме Православие Календарь Библиотека

Обратная связь

Главная страница/Библиотека/Киноистория Свята

Киноистория Свята
Статья

Ярославская областная газета «Золотое Кольцо»
N9 (1522) 16 января 1997 года
 

    В мирской жизни его звали просто Святослав Гаврилов. С пятого класса посещал церковь и мечтал отдать свои силы служению Богу. После окончания художественной школы он должен был работать по распределению. Советская власть поставила его перед дилеммой - или психушка, или светская работа. Но не церковь. Ему подыскали своеобразное противоядие - предложили работу на "Мосфильме", справедливо полагая, что киношная, богемная жизнь затянет парня в свои сети, отвернет от Бога.

    НЕ ЛЕГЕНДА, А ФАКТ

    Некогда родился в селе Охотине, что на берегу Волги, мальчик. Рос в бедности, пас общественное стадо, и однажды во сне на волжском берегу было ему откровение Господне. Глас свыше сказал, что суждено ему оставить родные места, голубые волжские дали, леса, где сосны-подростки сладко пахнут медовой смолой, и уехать в столицу, в Санкт-Петербург. А там будет ему слава и почет. Так оно и вышло. Спустя какое-то время поехал пастух в Петербург, разТак выглядели купола Храма летом 2005 годабогател там, да так пошел в гору, что со временем стал губернатором петровской столицы. Поставил на свои средства три храма, последний, особенный - на месте полученного в юности Господнего откровения. И вплоть до шестидесятых годов стояла в Охотине та красавица церковь, оберегая красоту места, даря свет духовный, мир и спокойствие людям. Выстояла, уцелела в двадцатые, жила вопреки воинствующему атеизму в тридцатые и в послевоенные.

    Беда пришла на исходе хрущевского правления. В один год были закрыты и упразднены по России сотни храмов, боль разрушения вторглась и в Охотино. Церковь закрыли, разорили, часть икон сожгли, а те, что побольше, использовали как крышки для доминошных столов в возникшем неподалеку доме отдыха. Старинные фрески внутри церкви выжигали паяльной лампой.

    Вот такой приход и достался отцу Иоанну, когда после рукоположения его в сан священника ярославским архиепископом владыкой Платоном был направлен новоиспеченный батюшка в Охотино.

    В МИРУ ЕГО ЗВАЛИ СВЯТОСЛАВОМ

Святослав Гаврилов    Про церковь - храм Вознесения Господня и про нынешнего ее настоятеля по Охотину легенды - не легенды, а сказания складывают. Любит народ поговорить о батюшке, говорят же с почитанием и уважением. Да и как не почитать его труды и усилия - шесть лет по досочке, по камушку восстанавливает церковь. Шесть лет духовно просвещает прихожан, лечит души. У него свой крестный путь. И когда в Охотине видят, как батюшка, вдавливаемый в землю неподъемным крестом, несет его к храму, опоясавшись современным страховочным поясом, долго и упорно карабкается к луковке купола, обиженно смотрящейся в небо, то вспоминают то, что знают о его судьбе.
Он появился в Охотине на самом исходе 80-х. Москвич. Власа - до плеч, борода под стать, голос глубокий, рука тверда и мозолиста Свирепо впился в работу - ее был непочатым «рай. Обустраивал приход, строил и обихаживал свое жилье, чтобы было где матушке с дочерью и пятилетней внучкой Настеной укрыться.

    Киноистория Свята - так любовно называли парнишку, принятого на "Мосфильм" в семнадцать лет художником-живописцем, - началась со съемок фильма "Оптимистическая трагедия". Затем - около тридцати лет работы на киностудии. Добрая треть из них прошла вместе с гением отечественного кинематографа Андреем Тарковским. Святослав Гаврилов участвовал в создании фильмов "Андрей Рублев", "Солярис", "Сталкер". Был закончен подготовительный период работы над "Сталкером", фамилия Гаврилова должна была стоять в титрах фильма как художника-постановщика картины. Были сомнения и мучения, пока стезя Господня не привела Святослава в тихое местечко на Верхневолжье. И хотя подлинным духовным наставником для Святослава был отец Алипий из Псково-Печерского монастыря, очень многое для духовного становления Святослава сделал Андрей Тарковский.

    ВОСКРЕСШИЙ ЧЕЛОВЕК

    Отец Иоанн на минуту задумывается, уходя в неблизкое теперь уже прошлое. По его словам, Тарковский всегда ставил перед собой, снимая фильм, одну-единственную цель - пробудить людей к действию. Человек верующий -прежде всего человек мыслящий. Власть всегда страшится мыслящих - это существа грозные, грозящие и... заразные. Идеи носятся подобно вирусам. Парадокс: за фильм "Андрей Рублев" (“Страсти по Андрею") Тарковский был удостоен специальной премии Ватикана. Но об этом мы узнали не столь давно. А тогда Тарковского просто не выпустили за рубеж, чтобы получить награду.

О. Иоанн. Лето 2005 год    Отец Иоанн считает, что Андрей Тарковский - воскресший человек. Он не думал о суетности повседневного бытия, для него главным была та высшая сила, что приходит к человеку после его физической смерти. Тарковский же обрел ее, будучи еще на земле. Художник Свят незаметно для самого себя перенимал у Тарковского его простоту, его непоколебимость, наконец, его одержимость творчеством как высшим духовным светом.

    Согласитесь, не каждый променяет обеспеченную жизнь и квартиру в Москве, медные трубы славы в кино на глухую сельскую жизнь. Отец Иоанн сознательно взвалил этот крест на себя принимая и разрушенный приход, и распавшиеся души своих односельчан.
Если кто думает, что священнику в наши времена живется сладко и хлебосольно, то глубоко заблуждается. Вся ставка настоятеля чуть выше двадцати тысяч рублей (200 – ред.). В месяц! Это на трех членов семьи отца Иоанна. Вот почему все лето на небольшом огородишке трудятся его жена, сам священнослужитель. А случается надобность, аккуратно упаковав церковное облачение, садится за руль полусписанного грузовичка и катит по непролазным сельским дорогам в любую деревеньку, где требуются напутствие божье и помощь.

    ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА

    Но самая главная забота и беда у отца Иоанна - это возрождение церкви. Самолично сложил, несколько раз переделывая, печку для обогрева храма в холода. Вместе с парой помощников поставил леса вокруг церкви и водрузил первый крест на главном куполе, выделил в зимней части церкви алтарь и начал роспись внутреннего убранства.

Храм Вознесения на закате.     На сегодня лишь два человека из прихода отца Иоанна умеют читать старославянский текст церковных книг, еще человек восемь старушек помнят по паре молитв. Сельская администрация района на возрождение церкви не дала ни рубля, хотя именно с ее ведома в свое время и было совершено богохульство над храмом.

    ...На воскресной проповеди нас собралось вместе со священником, его женой человек девять. Но теплились лампады у бережно отреставрированных собственными руками отца Иоанна икон, истаивали в полусумраке сводов медово-оранжевые стебельки свечей.
Отец Иоанн говорил о добре и зле. Глядел строгими и мудрыми глазами лик Николая Чудотворца, уже прописанный в красках на белом холсте оштукатуренной стены. В соседнем приделе лежали ждущие своей очереди возвращения из небытия почерневшие доски спасенных икон. А проспавшиеся наконец охотинцы нет-нет да и поглядывали в сторону церкви, поднимая руку для крестного знамения, Трудная работа отца Иоанна давала первые всходы...

 

Евгений ТРУСОВ.

Очерк снабжен фотографиями, сделанными автором сайта в 2005 году.

Смотри так же:


 


Сайт сей создан в 2005 году прихожанами Храма Вознесения
во имя возрождения духовности и исторической памяти Святой Руси.