О храме Православие Календарь Библиотека

Обратная связь

Главная страница/Библиотека/Вознесение Христово

Вознесение Христово

Иконография. Символика образа: попытка анализа

 

Из монастыря св.Екатерины. Синай. VIII-IX в

Византия, Касторья. Середина - третья четверть XIV века.

Из праздничного ряда иконостаса Софийского собора в Новгороде. XIV в.

Андрей Рублев
Даниил Черный и мастерская.
1408 г.

Из праздничного чина. Тверь.
середина XV в

   Из церкви Николы на Зверинце в Твери
середина XV в

Икона-таблетка из Софийского собора Новгорода
конец XV в

Из церкви Николы погоста Любятово. XVI век.

     Иконография Вознесения едина: двенадцать апостолов с Богородицей в центре, варьируется лишь количество ангелов. На некоторых иконах можно заметить такую деталь - на горе Елеонской, откуда Господь Иисус Христос вознесся на небеса, изображен след от ноги Его. Это изображение действительного отпечатка следа Христа на камне, который показывают всем паломникам, прибывшим в Иерусалим.

     "Во всех иконах Вознесения возносящийся Христос изображен в той славе и торжестве, в какой придет судить вселенную. Спасителю в Вознесении более всего присуще имя Пантократор - Вседержитель. Изображается Он сидящим на престоле славы, в светлых одеждах, просветлённых золотыми лучами, асистом, образом божественных сил-энергий. Обе руки подняты для благословения, и не только руки, но и стопы (это не может быть выражено графически, но в стихирах праздника об этом говорится). Образ Спасителя заключен в мандролу, то есть в круги, представляющие собой небесную сферу, также обычно наполненные золотыми лучами, расходящимися подобно солнечным лучам. И все изображение Христа является как бы солнцем. Солнцем правды, горящим над землей. Небесную сферу с изображением на ней Спасителя держат своими руками Ангелы, которые изображаются как бы несущими небесный круг и Спасителя в нем, сидящего на престоле".
Инок Григорий (Круг)

     Тема Вознесения достаточно сложная, и не случайно икона как бы связывает несколько праздников - Воскресение, Жен Мироносиц, Пятидесятницу. Как в Вознесении, так и в Пятидесятнице, мы сталкиваемся с одним и тем же явлением соответствия иконы службе праздника: богослужение Вознесения утверждает присутствие Богоматери среди учеников при Вознесении Христове и икона этого праздника изображает Ее, помещая в центре всей композиции, несмотря на то, что в новозаветных текстах упоминаний об этом нет.

    "Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но и делом воли и веры Девы Марии. Без согласия Пречистой, без содействия веры, оно было бы также неосуществимо, как и без содействия самих трех Лиц Божества. Бог делает Ее Своей Матерью лишь научив и убедив Ее, и принимает от Нее плоть, которую Она дает Ему по Своей воле". В Ее лице человечество дало свое согласие на воплощение Искупителя, на то, чтобы Слово стало плотию. Поэтому, будучи необходимым условием спасения со стороны человеческой, Она "рождшая всех Творца и всех Содетеля", и изображается на иконе Вознесения КАК НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ. Именно Ей, "матерски паче всех болезновавшей, подобаше славою плоти Его премногия насладиться радости" (стихира литийная на Слава и ныне), видеть Его преславное Вознесение, торжество принятого от Нее человечества, обоженного и поставленного превыше небес одесную Отца.

     В текстах Св.Писания присутствие Божией Матери при Вознесении Иисуса Христа не упомянуто, но на иконе Она помещена в центре композиции, среди апостолов и ангелов. Также присутствие апостола Павла противоречит историческим данным (он именовался Савлом и не имел еще никакого отношения к христианству). Евангелисты Лука и Марк из числа 70-ти, хотя и были в числе присутствующих, не принадлежат к кругу собственно двенадцати апостолов; однако они изображаются именно в их числе. Евангелия, которые держат евангелисты на иконе, еще не были написаны и т.д.
    Но икону нужно рассматривать в связи с богослужебными текстами; вне службы праздника в целом невозможно понимание любой праздничной иконы. Что может быть подтверждено прямым обращением к Ней: "Се Сын Твой, Богородице,...востече к небесным" (тропарь 8-й песни канона).

     "Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян.1:9-11).

     "И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда во храме, прославляя и благословляя Бога"
Лук.24:50-53.

     "…нет недостатка в указаниях на то, что за пределами нашего мира, нашего "неба” находятся иные "небеса". Апостол Павел в Послании к коринфянам говорит о себе, что он восходил до третьего неба. В "Апокалипсисе" читаем: "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет" (Ап.21:1). Данте, синтезировавший все средневековое мировоззрение, изображает в "Божественной комедии" десять кругов неба, называя последнее, высшее небо, - эмпиреем. В иконописи мы также находим выражение этих представлений, весьма распространенных и общеизвестных в средневековую пору. На иконах, изображающих взятие на небо Илии-пророка, композиция строится кругами, на фоне которых Илия рисуется поднимающимся все выше и выше на колеснице, запряженной лошадьми. Основные догматы христианства: Воскресение Христа, Его Вознесение, взятие на небо ветхозаветных пророков Еноха и Илии, взятие на небо Богоматери, воскресение мертвых в будущем веке - возможно мыслить лишь при допущении изменений в составе земного тела. Вознесение необъяснимо, если мы представим его наивно материалистически. И оно становится понятным, если мы его будем рассматривать, как постепенное изменение тела по мере прохождения его через различные сферы бытия. Христос по Воскресении имел уже другое тело. Он мог появляться среди апостолов, когда двери дома были заперты: "В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты, из опасения от Иудеев, пришел Иисус и стал посреди их и говорит им: "Мир вам"" (Ин.20:19). "После восьми дней опять были дома ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: "Мир вам"" (Ин.20:26). По Воскресении Христа не узнает Мария Магдалина, принимая Его за садовника (Ин.20:15). Не узнали Его и апостолы и среди них Петр, когда Он явился им при море Тивериадском (Ин.21:1-4). Не узнан был Христос и на пути в Еммаус, когда Он присоединился к ученикам своим по дороге. Когда же "открылись у них глаза, и они узнали Его, то Он стал невидим для них" (Лк.24:13-31). Явление Христа смущало их, пугало, и они думали, "что видят духа" (Лк.24:37).
Тарабукин Н.М. Смысл иконы

     "Вознесение навсегда останется тайной для нас, потому что при этом делается попытка изложить то, что необъяснимо и описать то, что попросту неописуемо. Но очень важно было его как-то запечатлеть. Ибо было немыслимо предполагать, что явления Иисуса станут все реже и реже, а потом прекратятся вообще. Это действительно разрушило бы веру людей. Обязательно должен был наступить день расставания, когда земной Иисус окончательно стал Христом небесным.

     Ученики не пошли домой с разбитыми сердцами. Они вернулись в Иерусалим с великой радостью, потому что теперь они знали, что у них есть Господь, с Которым их уже ничто больше не может разлучить.

     "Ибо я уверен, - сказал Павел, - что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни
настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от
любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8:38.39).

     Вознесение придало ученикам уверенность в том, что у них есть друг не только на земле, но и на небесах. Несомненно, нет ничего дороже, чем знать, что на небесах нас ожидает Тот же самый Иисус, который был столь удивительно добр на земле. Умереть - не значит раствориться в темноте; это значит - отправляться к Нему".
 

Смотри так же : 

  1.  "Вознесение Христово". Текст на церковно-славянском языке.
  2. Великий праздник Вознесения Господня . Матералы сайта Храма Христа Спасителя.

Из Мало-Кириллова монастыря близ Новгорода
 1543 г.

Из Староникитского монастыря Афон
 1546 г.

 Из церкви Спаса Преображения на Нередице под Новгородом
XVI в

Россия.
 Вторая половина XVI века.
Оклад - около 1900

Белоруссия.
 Середина XVII в

Россия.
 1679-1681

1700 г.

Тула
XIX в

Белорусия
Силич,
1808г.

Современная
икона.
А.В.Чижов

  

 


 
 

 

 

 Антиохийская православная епархия
Пенсильвания

По материалам форума диакона Андрея Кураева
Спасибо Игорю Петровичу за предоставленный материал
Спасибо Валентину Константиновичу Казерскому за идею

 


Сайт сей создан в 2005 году прихожанами Храма Вознесения
во имя возрождения духовности и исторической памяти Святой Руси.